Акушерка

>Главная
>Профессиограммы
>Тесты
>Создатели
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИТИКА ПРОФЕССИИ
А к у ш е р к а, по определению толкового словаря Ожегова С.И., – это лицо среднего медицинского персонала. Специалист в области акушерства, посвященной вопросам врачебной помощи при беременности, родах и в послеродовой период.
Вся деятельность медицинских работников посвящена людям, борьбе за их здоровье и долголетие.
Эмблема медицины – змея, обвивающая чашу. Эта эмблема восходит к древнему культу животных. Змея издавна считалась олицетворением змеиного яда, с незапамятных времен применявшегося людьми в лечебных целях.
В государствах Древнего мира (Индии, Риме, Греции) уже за несколько веков до нашей эры были люди, которые занимались врачеванием (лечением). Профессия акушерки считается самой древней в отрасли медицины.
В 1757 году в Москве и Петербурге открылись первые школы для подготовки женщин, оказывающих помощь при родах. Выпускников этих школ стали называть акушерками.
О здоровье ребенка начинают заботиться с самой ранней стадии – с периода беременности будущей матери. И немалая роль в этом принадлежит акушерке, наблюдающей женщину весь период беременности, а также ребенка раннего детского возраста.
Акушерка работает в родильных отделениях больниц, женских консультациях, фельдшерско-акушерских пунктах.
СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА
В о б я з а н н о с т и входят:
  • оказание лечебно-профилактической акушерско-гинекологической помощи;
  • ведение диспансерного учета;
  • наблюдение, осмотр женщин в течение всей беременности;
  • оказание врачебной помощи при родах и послеродовом периоде;
  • проведение санитарно-просветительной работы среди населения по вопросам охраны материнства и детства;
  • наблюдение детей раннего возраста (новорожденых).
Таким образом, основная ц е л ь деятельности акушерки – лечебно-профилактическое сопровождение беременности женщины и оказание помощи при родах, в послеродовом периоде и уходе за новорожденными.
Основные п р е д м е т ы т р у д а – человек (медицинское обслуживание) и природа (человек как биологический объект), сопутствующий – техника (медицинский инструментарий).
В своей работе акушерка использует вещественные (орудийные) с р е д с т в а т р у д а - ручные (иглы, шприцы), измерительные приборы (весы, прибор для измерения артериального давления). Но основными являются его невещественные (функциональные) средства - аналитическое мышление, долговременная логическая и сенсорная память, произвольное внимание, хорошая общая координация движений всего тела, зрительно-моторная координация, развитая мелкая моторика рук, эмоционально-выразительная речь, а также органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняние.
Акушерка осуществляет деятельность в соответствии с действующими:
  • должностными обязанностями;
  • постановлениями, распоряжениями, приказами, методическими, нормативными материалами;
  • положениями, инструкциями, другими руководящими материалами;
  • правилами гигиены и санитарии;
  • нормами профессиональной этики.
Ее работа имеет достаточно определенный х а р а к т е р, но при возникновении новых, неожиданных, критических ситуаций требует от специалиста самостоятельного реагирования и принятия ответственного решения.
Труд акушерки имеет такую о р г а н и з а ц и ю, при которой она свою работу выполняет и самостоятельно, и коллективно (члены бригады родовспоможения).
Ф у н к ц и о н а л ь н о акушерка является исполнителем распоряжений врача, и в то же время организатором лечебно-профилактического сопровождения беременности женщин, родов и послеродового периода.
К о н т а к т ы у акушерки многочисленные, с меняющимся кругом лиц - это пациенты (беременные женщины), сотрудники по работе. О т в е т с т в е н н о с т ь у акушерки повышенная - за ж и з н ь и з д о р о в ь е людей и м о р а л ь н а я – за сохранение врачебной тайны.
Акушерка работает в комфортных у с л о в и я х, рабочие позы – стоя, сидя.
П с и х о ф и з и о л о г и ч е с к у ю н а п р я ж е н н о с т ь в работу специалиста могут вносить следующие факторы:
  • повышенная ответственность за жизнь и здоровье людей, моральная;
  • постоянное общение с людьми (больными, здоровыми) и связанное с этим эмоциональное
  • напряжение;
  • физические нагрузки (работа в ночные смены);
  • возможность неожиданной опасности, связанной с риском для здоровья больного и собственного (порезы, инфицирование);
  • нарушение социальной потребности в эстетических ощущениях при восприятии другого человека (возрастные и физические особенности пациента, нечистоплотность).
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СПОСОБНОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТА
  • нервно-психическая устойчивость;
  • аналитическое мышление;
  • хорошая долговременная, логическая и сенсорная (зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная) память;
  • произвольное внимание;
  • физическая выносливость;
  • высокая координация и чувствительность кистей рук, пальцев;
  • правильное цветоощущение;
  • четкая речь.
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И КАЧЕСТВАМ СПЕЦИАЛИСТА
  • стрессоустойчивость;
  • умение управлять собой, личная организованность;
  • социальный интеллект (умение понимать поведение других людей);
  • коммуникативные способности;
  • ответственность;
  • способность сопереживать больным, доброжелательность;
  • способность правильно ориентироваться в экстремальных условиях;
  • внимательность;
  • аккуратность.
МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Работа акушерки не рекомендуется людям с заболеваниями:
  • нервно-психическими;
  • сердечно-сосудистыми;
  • опорно-двигательного аппарата;
  • хроническими инфекционными;
  • верхних дыхательных путей;
  • аллергическими;
  • зрительного и слухового анализаторов;
  • речеголосового аппврата.
ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Необходимы знания по русскому языку, биологии, анатомии, химии в рамках школьной программы.
ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ
Профессии акушерки обучают в медицинских учреждениях среднего профессионального образования.
РОДСТВЕННЫЕ ПРОФЕСИИ
Фельдшер, медицинская сестра.
Назад
© Pepper-salt&Pride-nun