Воспитатель дошкольного учереждения

>Главная
>Профессиограммы
>Тесты
>Создатели
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ
В о с п и т а т е л ь д о ш к о л ь н о г о у ч р е ж д е н и я - специалист, занимающийся обучением правилам (навыкам) поведения и воспитанием детей (эстетическим, нравственным и физическим).
Ведущую роль в развитии каждого ребенка играет воспитание. Всестороннее воспитание – длительный и сложный процесс, который осуществляется воспитателями детских садов.
Первые детские сады появились в 19 веке на территории Германии и носили название «Вальдорфская школа», а в начале 20 века в Италии эти дошкольные учреждения были открыты Марией Монтессори. Основной задачей этих учреждений было развивающее обучение детей от 2-х до 6 лет.
В России первые детские сады появились в 1918 году. Работа с детьми дошкольного возраста ответственная и кропотливая, так как именно в этом возрасте закладывается фундамент воспитания. Она требует глубоких знаний соответствующих разделов педагогики и психологии, принципов психолого-педагогического воздействия на малолетних детей, умения использовать игровые ситуации в учебно-воспитательных целях, знания методов развития речи, умения формировать первичные математические представления у детей, выявлять и развивать их природные способности. Всей этой работой занимается воспитатель дошкольного учреждения (детского сада). Воспитатель дошкольного учреждения работает в государственных, частных и специализированных (детский сад, дом ребенка и др.) детских дошкольных учреждениях.
СОДЕРЖНИЕ ТРУДА
В о б я з а н н о с т и воспитателя входят:
  • обеспечение физической и эмоциональной безопасности детей;
  • развитие у детей высших психических функций – мышления и речи, памяти, внимания, восприятия и воображения;
  • общеэстетическое развитие детей – рисование, лепка, музыка, литература, танцы, знакомство с произведениями искусства;
  • этическое, нравственное, волевое развитие (социально желательные качества);
  • физическое развитие, укрепление здоровья, привитие навыков личной гигиены;
  • приобщение детей к труду;
  • обучение навыкам чтения, счета, подготовка к школе;
  • консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей дошкольников.
Таким образом, основная ц е л ь деятельности воспитателя – организация и проведение мероприятий по интеллектуальному, эстетическому, нравственному и физическому развитию детей дошкольников, подготовка их к школе.
Основные п р е д м е т ы т р у д а - человек (воспитание и обучение), природа (человек как биологический объект), сопутствующие - знаковые системы (тексты, рисунки, цифры), художественный образ (новыки изобразительного искусства, музыка и т.д.).
В своей работе воспитатель использует вещественные (орудийные) с р е д с т в а т р у д а - ручные (ручка, карандаш, бумага, ножницы, пластилин и др.), электрифицированные (проектор, ауди-, видеотехнику). Но основными являются его невещественные (функциональные) средства – словесно-логическое мышление, долговременная и оперативная память, хорошая способность к концентрации, распределению и перераспределение внимания, образное воображение; хорошая общая координация движений тела, развитая моторика рук, эмоционально-выразительные речь и поведение, развитые мимические и жестовые проявления, а также органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняние.
Воспитатель осуществляет деятельность в соответствии с действующими:
  • должностными обязанностями;
  • законодательными и нормативными правовыми актами;
  • постановлениями, распоряжениями, приказами, методическими, нормативными материалами;
  • нормами профессиональной этики,
Его работа имеет достаточно определенный х а р а к т е р, но при возникновении новых, неожиданных, критических ситуаций требует от специалиста самостоятельного реагирования и принятия ответственного решения.
Труд воспитателя имеет такую о р г а н и з а ц и ю, при которой он работает и индивидуально, самостоятельно от начала до конца выполняя свою работу и за нее отвечая, и в коллективе (второй воспитатель, узкие специалисты, нянечки, методист, психолог).
Ф у н к ц и о н а л ь н о воспитатель является организатором работы других людей (дети, родители).
К о н т а к т ы у воспитателя многочисленные и долговременные – с группой детей, родителями, сотрудниками.
О т в е т с т в е н н о с т ь у воспитателя повышенная – з а ж и з н ь и з д о р о в ь е детей и м о р а л ь н а я – за обучение, воспитание и развитие детей.
Воспитатель работает в комфортных у с л о в и я х – в помещении, а также на открытом воздухе при благоприятных метеорологических условиях.
П с и х о ф и з и о л о г и ч е с к у ю н а п р я ж е н н о с т ь в работу специалиста могут вносить следующие факторы:
  • повышенная моральная ответственность и ответственность за жизнь, и здоровье, и связанное с этим эмоциональное напряжение;
  • постоянное общение с людьми (дети, коммуникативные нагрузки);
  • высокие эмоциональные нагрузки;
  • необходимость работы в две смены.
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И ОСОБЕННОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТА
  • нервно-психическая устойчивость;
  • словесно-логическое мышление;
  • долговременная и кратковременная память;
  • способности к концентрации, распределению и перераспределению внимания;
  • грамотная, четкая, понятная речь;
  • образное воображение;
  • выносливость слухового анализатора и речеголосового аппарата;
  • приятная внешность (желательна).
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И КАЧЕСТВАМ СПЕЦИАЛИСТА
  • стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность;
  • умение управлять собой, личная организованность;
  • социальный интеллект (умение понимать поведение других людей);
  • коммуникативные и организаторские способности;
  • умение сопереживать;
  • высокая общая культура;
  • ответственность.
МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Работа воспитателя не рекомендуется людям с заболеваниями:
  • нервно-психическими;
  • сердечно-сосудистыми;
  • хроническими инфекционными;
  • опорно-двигательного аппарата;
  • органов дыхания;
  • зрительного и слухового анализаторов;
  • речеголосового аппарата.
ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Необходимы знания по русскому языку и литературе, биологии, математике, истории в рамках школьной программы.
ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ
Профессии воспитателя обучают в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
РОДСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ
Учитель начальных классов, гувернер, педагог, психолог, методист дошкольного образования
Назад
© Pepper-salt&Pride-nun