Логопед

>Главная
>Профессиограммы
>Тесты
>Создатели
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ
Л о г о п е д (гр. Logos-слово, речь + paideia-воспитание, обучение) – специалист, занимающийся постановкой правильной устной речи, предупреждением и устранением ее дефектов.
Исправление дефектов устной речи возможно в любом возрасте. В данной профессиограмме рассмотрим профессию специалиста по детской логопедии.
Л о г о п е д и я – раздел д е ф е к т о л о г и и (коррекционной педагогики), изучающий вопросы постановки правильной устной речи, предупреждения и устранения её дефектов у детей, страдающих недостатками речи (косноязычием, заиканием и др.) На разных этапах цивилизации существовали разные критерии человеческой неполноценности, так как в зависимости от уровня развития общества к физическим и интеллектуальным качествам личности предъявлялись различные требования.
В Древней Спарте, где много столетий создавался культ здорового тела, люди (и в первую очередь дети), имеющие ярко выраженные отклонения от нормы, просто уничтожались. А в славянских государствах на детей с различными видами нарушений смотрели как на «божьих людей», поэтому окружали их ореолом святости.
Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно возрастает. Поэтому очень важно своевременно обнаружить отклонения в развитии и оказать ребенку необходимую помощь. И достигается это совместными усилиями врачей, психологов, педагогов, дефектологов, родителей.
Нарушения развития у детей многоплановы и многоаспектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. Квалифицированную помощь детям с нарушением речи оказывает л о г о п е д. Логопед может работать в специальных дошкольных учреждениях (детские сады), школах (коррекционные классы), интернатах, в учреждениях здравоохранения, медико-психологических центрах.
СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА
Специфика профессиональной деятельности логопеда определяется конкретными условиями рабочего места.
В о б я з а н н о с т и логопеда входят:
  • отбор детей с отклонениями в устной речи в специальные группы;
  • определение степени отклонений;
  • постановка правильной речи;
  • предупреждение дефектов речи;
  • организация консультативной сети для педагогов и родителей учащихся, имеющих отклонения в устной речи.
Таким образом., основная ц е л ь деятельности логопеда – устранение дефектов речи и постановка правильной устной речи.
Основные п р е д м е т ы т р у д а - человек (обучение) и природа (человек как биологический объект).
В своей работе логопед использует вещественные (орудийные) с р е д с т в а т р у д а - ручные, электрические (телефон). Но основными являются его невещественные (функциональные) средства – образная память, хороший уровень концентрации и устойчивости внимания; выразительная речь – с ясной дикцией, правильным произношением, уравновешенным звучанием; выразительные средства – мимика, жестовые ансамбли (пальцы рук); а также органы чувств – зрение, слух.
Работа логопеда имеет четко определенный х а р а к т е р и осуществляется в соответствии с действующими:
  • должностными обязанностями;
  • законодательными и нормативными правовыми актами;
  • положениями, инструкциями, другими руководящими материалами;
  • нормами профессиональной этики.
Труд логопеда имеет такую о р г а н и з а ц и ю, при которой он самостоятельно от начала до конца выполняет свою работу и самостоятельно за нее отвечает.
Ф у н к ц и о н а л ь н о логопед является организатором работы других людей (учащиеся, родители, педагоги).
К о н т а к т ы у логопеда многочисленные, разноуровневые, с меняющимся кругом лиц – это учащиеся, родители, учителя.
О т в е т с т в е н н о с т ь у логопеда повышенная м о р а л ь н а я - за обучение и воспитание.
Логопед работает в комфортных у с л о в и я х - в помещении (кабинет, письменный стол, телефон).
П с и х о ф и з и о л о г и ч е с к у ю н а п р я ж е н н о с т ь в работу логопеда могут вносить следующие факторы:
  • постоянное общение с людьми, в основном с дефектами развития;
  • повышенная моральная ответственность.
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СПОСОБНОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТА
  • нервно-психическая устойчивость;
  • хорошая образная память;
  • хороший уровень концентрации и устойчивости внимания;
  • выносливость слухового анализатора и речеголосового аппарата;
  • грамотная, четкая правильная речь.
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И КАЧЕСТВАМ СПЕЦИАЛИСТА
  • стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность;
  • умение управлять собой;
  • социальный интеллект (способность понимать поведение других людей);
  • коммуникативные и организаторские способности;
  • нацеленность на результат;
  • терпение;
  • сострадание.
МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Работа логопеда не рекомендуется людям с заболеваниями:
  • нервно-психическими;
  • сердечно-сосудистыми;
  • хроническими инфекционными;
  • слухового и зрительного анализаторов;
  • речеголосового аппарата;
  • опорно-двигательного аппарата (руки, кисти рук).
ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Необходимы знания по русскому языку и литературе, биологии, истории в рамках школьной программы.
ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПОФЕССИИ
Профессии логопеда обучают в учреждениях высшего профессионального образования.
РОДСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ
Педагог по коррекционной работе, дефектологи – сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог.
Назад
© Pepper-salt&Pride-nun