Социальный педагог

>Главная
>Профессиограммы
>Тесты
>Создатели
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ
Педагог, по определению толкового словаря Ожегова С.И., - это лицо, занимающееся преподавательской и воспитательской работой.
Социальный – (лат. Socialis) – общественный, связанный с обществом, общественными отношениями. С о ц и а л ь н ы й п е д а г о г - лицо, осуществляющее комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности по месту жительства обучающихся в учреждении. Успешное решение сложных задач обучения и воспитания молодежи в решающей степени зависит от педагога, воспитателя, его идейной убежденности, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.
Немаловажную роль в профессиональном и личностном становлении учащихся играет созданная в РФ социально-педагогическая служба.
Основное внимание уделяется детям так называемой «группы риска» - из неблагополучных, неполных, кризисных семей, детям с поведенческими проблемами, а также безнадзорным детям и подросткам. Поэтому социальные педагоги работают не только в общеобразовательных учебных заведениях (школы), но и в специальных (коррекционных) учреждениях, реабилитационных и психолого-педагогических центрах, интернатах, детских домах, приютах и т.д..v СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА
В о б я з а н н о с т и социального педагога, независимо от места работы, входят :
  • проведение индивидуальной воспитательной работы с детьми;
  • контроль посещения занятий и процесса обучения подопечных, их быта и досуга;
  • оказание им помощи в профессиональной ориентации;
  • посещение семей детей и подростков, работа с родителями (или лицами, заменяющими их);
  • взаимодействие с педагогами, специалистами социальных служб, профильных контактных служб;
  • защита прав и интересов детей и подростков в различных профильных органах, учреждениях, комиссиях.
Таким образом, основная ц е л ь деятельности социального педагога – адаптация и развитие детей «группы риска», профилактика антиобщественного, противоправного поведения.
Основной п р е д м е т т р у д а – человек (воспитание, обучение).
В своей работе социальный педагог использует вещественные (орудийные) с р е д с т в а т р у д а - ручные (ручка, карандаш), электронные (компьютер). Но основными являются его невещественные (функциональные) средства – словесно-логическое мышление, долговременная и оперативная память, внимание;хорошая общая координация движений всего тела, эмоционально-выразительные речь и поведение, а также органы чувств - зрение, слух.
Работа социального педагога имеет четко определенный х а р а к т е р и осуществляется в соответствии с действующими:
  • должностными обязанностями;
  • законодательными, нормативными правовыми актами;
  • постановлениями, распоряжениями, приказами;
  • формами и методами социальной работы с семьей, с различными группами и категориями населения;
  • методикой и технологией диагностики личности и ее микросферы;
  • нормами профессиональной этики,
Однако в его работе встречаются ситуации и проблемы, требующие нестандартных, интеллектуальных вариантов решения.
Труд социального педагога имеет такую о р г а н и з а ц и ю, при которой он может выполнять свои трудовые задания как самостоятельно, так и совместно с другими контактными организациями и лицами. Ф у н к ц и о н а л ь н о социальный педагог является организатором работы других людей (учащиеся, родители, преподаватели и специалисты других контактных подразделений), но ход своего трудового процесса организует самостоятельно.
К о н т а к т ы у социального педагога многочисленные, разноуровневые, с меняющимся кругом лиц – учащиеся, родители, педагоги, специалисты других контактных организаций.
О т в е т с т в е н н о с т ь у социального педагога повышенная м о р а л ь н а я - за воспитание, развитие, обучение людей.
Социальный педагог в основном работает в комфортных у с л о в и я х - в помещении (письменный стол с персональным компьютером и средством связи), но также есть разъезды и местные командировки.
П с и х о ф и з и о л о г и ч е с к у ю н а п р я ж е н н о с т ь в работу специалиста могут вносить следующие факторы:
  • повышенная моральная ответственность и связанное с этим эмоциональное напряжение;
  • постоянное общение с людьми (преимущественно дезадаптивного, асоциального поведения;
  • вынужденность постоянного нахождения в зоне чужого конфликта или проблемы;
  • ненормированный рабочий день с разъездами и (иногда) командировками.
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И ОСОБЕННОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТА
  • нервно-психическая устойчивость;
  • развитое словесно-логическое мышление;
  • хорошая долговременная и оперативная память;
  • грамотная, четкая, понятная речь;
  • выносливость слухового анализатора и речеголосового аппарата;
  • приятная внешность (желательно).
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И КАЧЕСТВАМ СПЕЦИАЛИСТА
  • стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность;
  • умение управлять собой, личная организованность;
  • социальный интеллект (умение понимать поведение других людей);
  • коммуникативные и организаторские способности;
  • высокая общая культура;
  • терпимость;
  • ответственнсть.
МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Работа социального педагога не рекомендуется людям с заболеваниями:
  • нервно-психическими;
  • сердечно-сосудистыми;
  • хроническими инфекционными;
  • опорно-двигательного аппарата;
  • слухового и зрительного анализаторов;
  • речеголосового аппарата.
ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Необходимы знания по русскому языку и литературе, биологии, математике, истории в рамках школьной программы.
ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ
Профессии социального педагога обучают в учреждениях высшего профессионального образования.
РОДСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ
Психолог, воспитатель, социальный работник, педагог, организатор воспитательной деятельности, педагог дополнительного образования.
Назад
© Pepper-salt&Pride-nun