Специалист по связям с общественностью

>Главная
>Профессиограммы
>Тесты
>Создатели
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ
С п е ц и а л и с т п о с в я з я м с о б щ е с т в е н н о с т ь ю (англ. – public relations) – специалист, занимающийся созданием высокопрофессионального и м и д ж а какого-либо лица, явления, предмета.
И м и д ж (англ. image) – целенаправленно формируемый образ (какого либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.д.
Термин «public relations» стал уже достаточно обыденным в нашей повседневной жизни, активно используется в средствах массовой информации. Одни связывают деятельность «public relations» с рекламой, другие определяют ее как работу со средствами массовой информации. Но это далеко не все чем занимаются специалисты по связям с общественностью, или, как их еще называют, специалисты по деловым коммуникациям.
Впервые термин «public relations» прозвучал в обращении к конгрессу президента США Т.Джефферсона в 1807 г., обозначая при этом международные связи США и характер международной политики страны в этот период. Однако такая трактовка термина просуществовала совсем недолго, и в 1887 году профессор Йельской юридической школы Д.Итон применяет его в своих лекциях для юристов, имея в виду главным образом государственные учреждения, компании и частных лиц, с которыми должны иметь дело его слушатели. В 1904 г. возникает первое агентство «public relations», а с 1913 г. термин становится общеупотребительным и устойчивым для англоязычной части человечества.
Рост значимости «public relation» в нашей стране начался совсем недавно, со времени становления рыночной экономики (начало 1990 – х годов).
В связи с развитием рыночных отношений, появлением множества фирм, успешно действующих на рынке, с возникновением различных партий появилась потребность в специалистах по созданию положительного образа – имиджа, Т.е., специалист по «public relations» занимается созданием высокопрофессионального имиджа организации, участвует в определении ниши рынка для нее, привлекает внимание общественности по всем аспектам деятельности.
Деятельность специалиста по связям с общественностью направлена на изучение и выработку соответствующих рекомендаций в следующих сферах: внутриполитическая и международная жизнь, межнациональные, межэтнические и международные отношения; социально-экономические проблемы города, области, республики, страны и современного мира в целом; научное, культурное сотрудничество, информационное обеспечение внутренней и внешней политики.
Специалисты «public relations» осуществляют следующие виды профессиональной деятельности:
  • информационная (творческая, рекламная, аналитическая, психологическая, коммуникационная, референтская, управленческая, социологическая);
  • организационно-рекламная;
  • культурно-просветительская;
  • социально психологическая;
  • научно-исследовательская.
Важно отметить, что эта профессия является новой на рынке труда России и находится еще в процессе становления.
СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА
В о б я з а н н о с т и специалиста «public relations» входят:
  • изучение, анализ, отбор, обработка информации о предмете деятельности (лицо, организация, явление, продукт);
  • привлечение внимания, формирование и поддержание благоприятного имиджа предмета с широким использованием нижеследующих форм работы:
  • организация и проведение пресс-конференций, брифингов, выставок, промакций, подготовка и предоставление интервью и публикаций в СМИ, на электронные сайты компаний;
  • организация и проведение различных мероприятий внутри компании для создания благоприятной психологической обстановки: праздничных, развлекательных, спортивных «дней компании», обучающих тренингов.
Таким образом., основная ц е л ь деятельности специалиста «public relations» - создание высокопрофессионального имиджа организации, частному лицу, продукту.
Основной п р е д м е т т р у д а - человек (информационное обслуживание, организация и управление), сопутствующие – знаковые системы (документы,тексты), художественный образ (проектирование художественного изображения).
В своей работе специалист использует вещественные (орудийные) с р е д с т в а т р у д а – ручные (ручка, карандаш, мел), электрифицированные (телефон, факс, персональный компьютер и т.д.). Но основными являются его невещественные (функциональные) средства – развитое словесно-логическое, аналитическое мышление, творческое воображение, хорошая долговременная и оперативная память; хорошая общая координация движений тела, грамотная деловая письменная и убедительная, выразительная устная речь, деловое поведение, а также органы чувств – зрение, слух, обоняние.
Работа специалиста «public relations» имеет четко определенный х а р а к т е р и осуществляется в соответствии с действующими:
  • должностными обязанностями;
  • законодательными, нормативными правовыми актами, регламентирующими соответствующие виды деятельности;
  • положениями, инструкциями, другими руководящими материалами;
  • этикой делового общения;
  • нормами профессиональной этики,
При этом в работе очень часты моменты, требующие внесения элементов новизны, оригинальности, а также могут возникать критические, нестандартные ситуации, требующие от специалиста принятия ответственных решений.
Труд специалиста «public relations» имеет и коллективную о р г а н и з а ц и ю, когда он работает в команде, и индивидуальную, при которой он самостоятельно от начала до конца выполняет свою работу и за нее отвечает.
Ф у н к ц и о н а л ь н о специалист по связям с общественностью является исполнителем, однако ход своего трудового процесса – планирование, распределение нагрузки, изменение методов и способов работы он организует самостоятельно.
К о н т а к т ы у специалиста – многочисленные, разноуровневые, с меняющимся кругом лиц – клиенты, партнеры в своей и смежных сферах деятельности, должностные лица предприятий, организаций, учреждений, представители законодательных, управленческих, исполнительных, властных структур, любые слои населения.
О т в е т с т в е н н о с т ь у специалиста «public relations» повышенная м о р а л ь н а я - за предоставляемую информацию и способы ее подачи в виде, не противоречащем и не нарушающем действующее законодательство.
Несмотря на то, что специалист имеет комфортные у с л о в и я труда - письменный стол с компьютером и средствами связи, его деятельность может проходить за пределами кабинета в постоянном передвижении.
П с и х о ф и з и о л о г и ч е с к у ю н а п р я ж е н н о с т ь в работу специалиста по связям с общественностью могут вносить следующие факторы:
  • повышенная моральная ответственность;
  • интеллектуальные нагрузки;
  • нервно-психические нагрузки;
  • постоянное общение с людьми (коммуникативные нагрузки);
  • необходимость принимать решение в неопределенных, нестандартных ситуациях;
  • ненормированный рабочий график.
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СПОСОБНОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТА
  • нервно-психическая устойчивость;
  • физическая выносливость;
  • развитое словесно-логическое, и аналитическое мышление;
  • хорошая долговременная и оперативная память;
  • развитое воображение;
  • грамотная, четкая, понятная устная речь.
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И КАЧЕСТВАМ СПЕЦИАЛИСТА
  • эмоциональная устойчивость;
  • умение управлять собой, личная организованность;
  • интеллектуальная самостоятельность;
  • социальный интеллект (способность понимать поведение других людей);
  • коммуникативные и организаторские способности;
  • активность, инициативность;
  • эрудированность;
  • ответственность.
МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Работа специалиста «public relations» не рекомендуется людям с заболеваниями:
  • нервно-психическими;
  • сердечно-сосудистыми;
  • опорно-двигательного аппарата;
  • верхних дыхательных путей;
  • хроническими инфекционными;
  • зрительного и слухового анализаторов;
  • речеголосовго аппарата.
ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Необходимы знания по информатике, иностранному языку, русскому языку и литературе в рамках школьной программы.
ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ
Профессии специалиста «public relations» обучают в учреждениях высшего профессионального образования на факультете «Связи с общественностью».
РОДСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ
Журналист, специалист по рекламе, социолог, психолог, лингвист, маркетолог, имиджмейкер, менеджер, администратор, организатор.
Назад
© Pepper-salt&Pride-nun