Журналист

>Главная
>Профессиограммы
>Тесты
>Создатели
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ
Ж у р н а л и с т - литературный работник, занимающийся оперативным информированием общества обо всех событиях.
Профессия журналиста появилась давно. Первыми из них были глашатаи, ораторы, потом писцы, авторы рукописных свитков новостей.
Российская журналистика уникальна тем, что была создана по воле высшей государственной власти – императора Петра 1. В просвещенной же Европе газеты появились в силу причин экономических: gazette – это мелкая итальянская разменная монета, которую купцы и торговцы платили за листок торговых новостей. А вот в России первая печатная газета «Ведомости» стала средством политического руководства страной и проводником петровских реформ.
Журналистов в современном понимании в начале 18 века просто не было. Понятие «журналистика» появилось в России только в 1832 году. До этого процесс поиска и обработки информации назывался «словесность», а журналисты – «сочинители».
Существуют различные с п е ц и а л и з а ц и и в области журналистики, связанные, в первую очередь, с последующей работой в соответствующих СМИ (средства массовой информации), а именно журналист может работать в газетах и журналах, на радиовещании и телевидении, Интернет - среде, заниматься редактированием массовой литературы или литературно-художественной критикой, теорией и практикой перевода.
СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА
Независимо от полученной специализации и места трудовой деятельности, в о б я з а н н о с т и журналиста входят:
  • поиск значимых событий в различных сферах жизни общества;
  • сбор информации, анализ и интерпретация (оценка) событий;
  • изложение, литературная обработка материалов с учетом требований жанра и стиля;
  • подготовка материалов и публикация в СМИ;
  • выполнение информационно-поисковых, переводческих, методических функций.
Таким образом, основная ц е л ь деятельности журналиста – поиск значимых событий в различных сферах жизни и оперативное информирование общества о них.
Основные п р е д м е т ы т р у д а - художественный образ(литература), знаковая система (тексты), человек (информационное обслуживание).
В своей работе журналист использует вещественные (орудийные) с р е д с т в а т р у д а - ручные (ручка, карандаш), механические (фотоаппарат, видеокамера, кинокамера), электрифицированные (ПК, диктофон, видеомагнитофон, аудио-средства, средства связи (почта, телефон, телефакс, множительная техника). Но основными являются его невещественные (функциональные) с р е д с т в а - словесно-логическое, творческое мышление, литературные способности, долговременная и кратковременная память, творческое воображение; хорошая общая координация движений тела; грамотная, убедительная, выразительная устная и письменная речь, а также органы чувств – зрение, слух.
Журналист осуществляет деятельность в соответствии с действующими:
  • должностными обязанностями;
  • законодательными и нормативными правовыми актами;
  • Конституцией РФ;
  • положениями, инструкциями, другими руководящими материалами;
  • нормами профессиональной этики;
Его работа имеет достаточно определенный х а р а к т е р, но при возникновении новых, неожиданных, критических ситуаций требует от специалиста самостоятельного реагирования и принятия ответственного решения.
Труд журналиста имеет такую о р г а н и з а ц и ю, при которой он самостоятельно от начала до конца выполняет свою работу и за нее отвечает.
Ф у н к ц и о н а л ь н о журналист является исполнителем заказанных статей, выступлений и т.п., однако планирует свою деятельность с учетом действий других людей (интервьюеры) и актуальных событий.
К о н т а к т ы у журналиста многочисленные, разноуровневые с меняющимся кругом лиц – посетители, коллеги по работе, интервьюеры (люди, у которых берут интервью), любые слои населения.
О т в е т с т в е н н о с т ь у журналиста повышенная м о р а л ь н а я - за формирование культурного и морального облика человека. В настоящее время средства массовой информации (СМИ) называют «4-ой (четвертой) властью». При таком прямом примитивном понимании смысла своей профессии деятельность отдельных журналистов может нанести прямой или косвенный ущерб людям, идеям, и даже представлять опасность для жизни и здоровья конкретных лиц. За подобные непрофессиональные действия журналисты несут уголовную ответственность.
Несмотря на то, что журналист имеет комфортные рабочие у с л о в и я - письменный стол с ПК и средствами связи, основная его деятельность может проходить за пределами кабинета в постоянном передвижении (командировки по заданию редакции).
П с и х о ф и з и о л о г и ч е с к у ю н а п р я ж е н н о с т ь в работу журналиста могут вносить следующие факторы:
  • постоянное общение с людьми и связанные с этим эмоциональные нагрузки;
  • повышенная моральная ответственность;
  • физические нагрузки;
  • высокая вероятность нахождения в зоне чужих конфликтов и проблем;
  • ненормированный рабочий день и график работы;
  • наличие фона постоянной «связанности с работой».
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СПОСОБНОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТА
  • нервно-психическая устойчивость;
  • физическая выносливость;
  • развитое словесно-логическое мышление;
  • литературные способности;
  • творческое воображение;
  • хорошая долговременная и оперативная память;
  • грамотная, четкая, понятная устная речь;
  • выносливость речеголосового аппарата.
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И КАЧЕСТВАМ СПЕЦИАЛИСТА
  • стрессоустойчивость;
  • умение управлять собой, личная организованность;
  • социальный интеллект (умение понимать поведение других людей);
  • коммуникативные и организаторские способности;
  • высокая эрудированность;
  • активность, инициативность;
  • мобильность (необходимость частых поездок);
  • ответственность;
  • личное обаяние.
МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Работа журналиста не рекомендуется людям с заболеваниями:
  • нервно-психическими;
  • сердечно-сосудистыми;
  • органов дыхания;
  • опорно-двигательного аппарата;
  • хроническими инфекционными;
  • зрительного и слухового анализаторов;
  • речеголосового аппарата.
ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Необходимы знания по русскому языку и литературе, истории, иностранному языку в рамках школьной программы.
ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ
Профессии журналиста обучают в учреждениях высшего профессионального образования на факультете «Журналистика».
РОДСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ
Литературный редактор, писатель, драматург.
Назад
© Pepper-salt&Pride-nun