Валеолог

>Главная
>Профессиограммы
>Тесты
>Создатели
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ
В а л е о л о г и я (“валео” – здоровье) – наука об индивидуальном здоровье человека.
Основы здорового образа жизни с использованием физических нагрузок, умеренного питания (с соблюдением постов), бани, закаливания были заложены русским народом, учеными, врачами, интеллигенцией еще в прошлые столетия. Великие россияне – А.Суворов, А.Пушкин, Л.Толстой, И.Репин и многие другие – доказали, что соблюдение основных принципов здорового образа жизни «не навреди, не злоупотребляй, будь умерен» способствуют долгожительству, хорошему самочувствию, высокой работоспособности.
Здоровье людей зависит не только от медицины и здравоохранения, а от всего комплекса природных и социально-экономических условий жизни.
Оказалось, что наибольший прогресс в сфере сохранения здоровья достигается не путем прямого медицинского воздействия, а опосредованно, благодаря улучшению условий жизни и труда.
Исследования показывают, что здоровье следует рассматривать как непрерывный процесс адаптации к социальной и внешней среде.
Лучшие умы человечества искали и ищут пути сохранения здоровья. Немалый вклад в это дело внесли ученые, медики, педагоги, которые отдают себе отчет в том, что чувство здоровья в человеке надо воспитывать. А заниматься таким воспитанием лучше всего с детства – в возрасте, наиболее пригодном для обучения как физически, так и психологически.
В педагогической науке интенсивно разрабатываются теоретико-методические основы процесса формирования здорового образа жизни, исследуется влияние различных факторов на становление здорового образа жизни, предлагаются педагогические формы и методы воспитания, которые внедряют в жизнь специалисты по валеологии.
Валеолог, работающий с детьми и подростками в образовательном учреждении, называется педагог-организатор по валеологии (далее в тексте - ваолеолог).
СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА
В о б я з а н н о с т и валеолога входят:
  • участие в процессе составления расписания занятий с учетом чередования фаз умственной и физической активности;
  • проведение групповых и индивидуальных валеологических исследований;
  • проведение диагностической, консультативной и коррекционной работы с учащимися и педагогами валеологической направленности;
  • внедрение в учебный процесс комплекса профилактических мероприятий в условиях школьного обучения (подбор школьной мебели, рассадка учащихся и т.д.);
Таким образом, основная ц е л ь деятельности валеолога – проведение научно-обоснованного комплекса мероприятий, направленного на укрепление здоровья учащихся и улучшение условий их обучения.
Основные п р е д м е т ы т р у д а - человек (обучение) и природа (профилактика заболеваний человека как биологического объекта).
В своей работе валеолог использует вещественные (орудийные) с р е д с т в а т р у д а – ручные (ручка, карандаш), электрические ( персоональный компьютер,телефон). Но основными являются его невещественные (функциональные) средства – словесно-логическое мышление, долговременная и оперативная память, развитое внимание; хорошая общая координация движений тела, эмоционально-выразительные речь и поведение, а также органы чувств – зрение, слух.
Работа валеолога имеет четко определенный х а р а к т е р и осуществляется в соответствии с действующими:
  • должностными обязанностями;
  • законодательными и нормативными правовыми актами;материалами;
  • постановлениями, распоряжениями, приказами, методическими, нормативными материалами;
  • нормами профессиональными этики.
Труд валеолога имеет такую о р г а н и з а ц и ю, при которой он самостоятельно от начала до конца выполняет свою работу и самостоятельно за нее отвечает. Кроме этого, отдельные виды работы (исследования, отборы) могут выполняться группой специалистов.
Ф у н к ц и о н а л ь н о валеолог является организатором деятельности других людей (учащихся, педагогов, родителей).
К о н т а к т ы у валеолога многочисленные, разноуровневые, с меняющимся кругом лиц - это учащиеся, родители, учителя, коллеги, представители контактных организаций.
О т в е т с т в е н н о с т ь у валеолога повышенная м о р а л ь н а я – за обучение и воспитание.
Валеолог работает в комфортных у с л о в и я х - в помещении.
П с и х о ф и з и о л о г и ч е с к у ю н а п р я ж е н н о с т ь в работу валеолога могут вносить следующие факторы:
  • повышенная моральная ответственность и связанное с этим эмоциональное напряжение;
  • постоянное общение с людьми (коммуникативные нагрузки).
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СПОСОБНОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТА
  • нервно-психическая устойчивость;
  • развитое словесно-логическое мышление;
  • грамотная, четкая речь;
  • оперативная и долговременная память;
  • развитое внимание.
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И КАЧЕСТВАМ СПЕЦИАЛИСТА
  • личная организованность, умение управлять собой;
  • социальный интеллект (способность понимать поведение людей);
  • коммуникативные и организаторские способности;
  • активность и инициативность;
  • ответственность;
  • высокая общая культура;
  • необходимость поддерживать себя в хорошей физической и внешней форме.
МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Работа валеолога не рекомендуется людям с заболеваниями:
  • нервно-психическими;
  • хроническими инфекционными;
  • опорно-двигательного аппарата;
  • зрительного и слухового анализаторов;
  • речеголосового аппарата.
ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Необходимы знания по математике, истории, биологии, русскому языку и литературе в рамках школьной программы.
ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ
Профессии валеолога обучают в учреждениях высшего профессионального образования на факультете “Валеология”, а также имея базовое образование – социальный педагог, психолог, пройдя переквалификацию – валеолог.
РОДСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ
Социальный педагог, педагог по коррекционной работе, педагог-организатор.
Назад
© Pepper-salt&Pride-nun