|
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ
В р а ч, по определению толкового словаря Ожегова С.И.,- это лицо с высшим медицинским образованием, лечащее больных.
Вся деятельность врача посвящена людям, борьбе за их здоровье и долголетие.
Эмблема медицины – змея, обвивающая чашу. Эта эмблема восходит к древнему культу животных. Змея издавна считалась олицетворением мудрости. А чаша – вместилищем змеиного яда, с незапамятных времен применявшегося людьми в лечебных целях.
В государствах Древнего мира (Индии, Риме, Греции) уже за несколько веков до нашей эры были люди, которые занимались врачеванием (лечением) людей. Их называли хирургами. У греков и римлян времен Гиппократа хирургия достигла высокого уровня развития. Первым хирургом считается Хирон. В средние века хирурги-ремесленники вели кочевой образ жизни. Они раскидывали палатки прямо на площади и принимали больных. Операции, которые делал врач, были несложными и выполнялись с помощью инструментов, использовавшихся в быту, например, кузнечные клещи, ножи.
В настоящее время в стране создана разветвленная сеть больниц, диспансеров и медицинских институтов, аптек и лабораторий, санаториев и оздоровительных комплексов, в которых трудятся сотни тысяч врачей.
В сфере медицины существует пять специальностей:
- «Лечебное дело» – врач-лечебник подготовлен для организации и проведения профилактической и лечебной деятельности среди взрослого населения;
- «Пе диатрия» - врач-педиатр лечит детей;
- «Гигиена, санитария и эпидемиология» - врач – гигиенист - эпидемиолог осуществляет мероприятия по предупреждению и снижению заболеваний;
- «Фармация» - провизор обеспечивает население лекарственными средствами и медицинскими препаратами.
СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА
Существует много специализаций врачей. Рассмотрим две из них:
- врач-терапевт – работа терапевта складывается из трех основных элементов: диагностика болезни, лечение и профилактика заболеваний у взрослого населения;
- врач-педиатр – детский врач, он следит за развитием детей до 14 лет и лечит их болезни.
Независимо от специализации и места трудовой деятельности, в о б я з а н н о с т и врачей терапевтов и педиатров входят:
- обследование больных;
- установление диагноза;
- проведение лечения различных заболеваний;
- оказание экстренной медицинской помощи;
- осуществление профилактических, реабилитационных, экспертных мероприятий;
- внедрение современных методов лечения и лекарственных препаратов;
- проведение санитарно-просветительской деятельности среди населения.
Таким образом, основная ц е л ь деятельности врача – это лечение больных людей и предупреждение заболеваний среди населения.
Основные п р е д м е т ы т р у д а - человек (медицинское обслуживание) и природа (человек как биологический объект), сопутствующий – знаковая система (тексты на русском и латинском языках, документы).
В своей работе врач использует вещественные (орудийные) с р е д с т в а т р у д а - ручные (иглы, крючки, пинцет и др.), электрические (хирургические крючки, пинцет и др.), измерительные устройства (прибор для измерения давления и др.). Но основными являются его невещественные (функциональные) средства - аналитическое мышление, долговременная логическая и сенсорная память, произвольное внимание; общая хорошая координация движений тела, грамотная доступная, речь; а также органы чувств – зрение, слух, обоняние, осязание (хорошая пальцевая чувствительность).
Работа врача имеет четко определенный х а р а к т е р и осуществляется в соответствии с действующими:
- должностными обязанностями;
- нормативными правовыми актами и справочными материалами;
- принципами оказания лекарственной и неотложной медицинской помощи населению;
- правилами гигиены и санитарии;
- нормами профессиональной этики.
Труд врача имеет такую о р г а н и з а ц и ю, при которой он самостоятельно от начала и до конца выполняет свою работу и за нее отвечает, но иногда выполнение трудовых заданий зависит от процесса и результата других людей (врачи других специализаций, медсестра).
Ф у н к ц и о н а л ь н о врач является организатором активности других людей (пациенты, врачи других специализаций, страховые компании…)
К о н т а к т ы у врача м н о г о ч и с л е н н ы е - это в основном пациенты и сотрудники по работе.
О т в е т с т в е н н о с т ь у врача повышенная – з а ж и з н ь и з д о р о в ь е людей и м о р а л ь н а я - сохранение врачебной тайны.
Врач работает в помещении в комфортных у с л о в и я х, но иногда и за пределами кабинета, рабочая поза – сидя, стоя.
П с и х о ф и з и о л о г и ч е с к у ю н а п р я ж е н н о с т ь в работу врача могут вносить следующие факторы:
- повышенная ответственность – за жизнь и здоровье людей и моральная;
- постоянное общение с людьми и связанное с этим эмоциональное напряжение;
- физические нагрузки (необходимость работать длительное время в неудобном положении);
- выполнение обязанностей в ночную смену, возможность экстренных вызовов к больным;
- возможность опасности, связанной с риском для здоровья больного и собственного (инфицирование);
- нарушение социальной потребности в эстетических ощущениях при восприятии другого человека (возрастные и физические особенности пациента, нечистоплотность).
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СПОСОБНОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТА
- нервно-психическая устойчивость;
- развитое словесно-логическое, аналитическое мышление;
- хорошая долговременная логическая и сенсорная память, (зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная);
- произвольное внимание;
- физическая выносливость;
- высокая координация кистей рук, пальцев,тонкая осязательная чувствительность пальцев рук;
- умение соизмерить и дозировать усилия;
- выносливость зрительного анализатора;
- четкая речь.
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИК ЛИЧНОСТНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И КАЧЕСТВАМ СПЕЦИАЛИСТА
- стрессоустойчивость;
- умение управлять собой, личная организованность;
- социальный интеллект (умение понимать поведение других людей);
- коммуникативные способности;
- ответственность;
- способность сопереживать больным;
- способность правильно ориентироваться в экстремальных условиях;
- уравновешенность;
- тактичность.
МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Работа врача не рекомендуется людям с заболеваниями:
- нервно-психическими;
- сердечно-сосудистыми;
- опорно-двигательного аппарата;
- хроническими инфекционными;
- верхних дыхательных путей;
- аллергическими;
- зрительного, слухового анализаторов;
- речеголосового аппарата.
ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Необходимы знания по биологии, химии, русскому языку и литературе в рамках школьной программы.
ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ
Профессии врача обучают в медицинских учреждениях высшего профессионального образования.
РОДСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ
Врач общей практики с последующей специализацией.
|