Зубной врач

>Главная
>Профессиограммы
>Тесты
>Создатели
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ
Врач, по определению толкового словаря Ожегова С.И. – это лицо с высшим медицинским образованием, лечащее больных.
З у б н о й в р а ч – специалист, осуществляющий диагностику, лечение заболеваний и поражений зубов, полости рта и челюстно-лицевой области.
Заболевания органов полости рта относятся к стоматологии (область медицины).
С т о м а т о л о г и я (гр. Stota, stomatospot и logos - учение) – область клинической медицины, изучающая болезни зубов, полости рта, челюстей и пограничных областей лица и шеи.
Как и другие медицинские дисциплины, стоматология является древней наукой. Так, еще в третьем тысячелетии до н.э. в Китае и Египте пытались лечить различные заболевания полости рта, а в Греции и Древнем Риме изучали анатомию зубов, интересовались процессом их прорезывания и развития. Дальнейшее развитие науки о зубах продолжили арабские ученые. Так, в 10-11 веках Абуль-Касым пытался производить пересадку зубов.
Как самостоятельная область медицины зубоврачевание определилось в начале 18 века. Основоположником современной стоматологии стал французский хирург и зубной врач Фошар.
Зубные врачи в России появились в 18 веке, а первая зубоврачебная школа была открыта в Петербурге в 1881 году.
Успехи науки в конце 19 и в начале 20 веков привели к бурному развитию прикладной и теоретической стоматологии.
На сегодняшний день заболевания зубов являются одним из самых распространенных недугов, заставляющих страдать как взрослых, так и детей. По данным Всемирной организации здравоохранения, почти 90 % взрослого населения земного шара страдает от заболевания зубов.
Зубной врач работает в зубоврачебных, зубопротезных и лечебно-профилактических учреждениях амбулаторного типа.
В настоящее время существуют как государственные, так и негосударственные стоматологические кабинеты (клиники).
СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА
В о б я з а н н о с т и зубного врача входят:
  • лечение болезней зубов, челюстей, языка, десен и слизистой оболочки полости рта;
  • шинирование переломов челюстей (наложение твердой накладки на место повреждения);
  • изготовление съемных и несъемных зубных, челюстных и лицевых протезов;
  • проведение профилактических осмотров населения.
Таким образом, основная ц е л ь деятельности зубного врача – лечение заболеваний зубов и полости рта, протезирование зубов.
Основные п р е д м е т ы т р у д а – человек (медицинское обслуживание) и природа (человек как биологический объект).
В своей работе зубной врач использует вещественные (орудийные) с р е д с т в а т р у д а - ручные (иглы, крючки, щипцы и др.), электрические (вращающийся наконечник, стоматологический зонд, ультразвуковая установка). Но основными являются его невещественные (функциональные) средства – аналитическое мышление, долговрременная логическая и сенсорная память, произвольное внимание; хорошая общая координация движений всего тела, зрительно-моторная координация, развитая мелкая моторика рук, грамотная доступная речь, а также органы чувств – зрение, слух, обоняние, осязание.
Работа зубного врача имеет четко определенный х а р а к т е р и осуществляется в соответствии с действующими:
  • должностными обязанностями;
  • положениями, инструкциями, и другими руководящими материалами;
  • основными аспектами деятельности лечебно– и санитарно-профилактических учреждений;
  • правилами гигиены и санитарии;
  • нормами профессиональной этики.
Труд зубного врача имеет такую о р г а н и з а ц и ю, при которой он самостоятельно от начала и до конца выполняет свою работу и за нее отвечает.
Ф у н к ц и о н а л ь н о зубной врач является организатором собственной работы – самостоятельно планирует и распределяет рабочую нагрузку, а также организатором работы других людей –медсестра, зубной техник, пациенты.
К о н т а к т ы у зубного врача многочисленные – это пациенты и сотрудники по работе.
О т в е т с т в е н н о с т ь у зубного врача повышенная з а ж и з н ь и з д о р о в ь е пациента, м о р а л ь н а я – за соблюдение профессиональной этики, а также м а т е р и а л ь н а я – за строгий учет драгоценных материалов.
Зубной врач работает в комфортных у с л о в и я х - в помещении. Рабочая поза – сидя, стоя.
П с и х о ф и з и о л о г и ч е с к у ю н а п р я ж е н н о с т ь в работу зубного врача могут вносить следующие факторы:
  • повышенная ответственность за жизнь и здоровье людей, моральная и материальная ответственность;
  • постоянное общение с людьми и связанное с этим эмоциональное напряжение;
  • физические нагрузки (неудобство от рабочей позы, напряжение в кистях и пальцах рук);
  • возможность неожиданной опасности, связанной с риском для здоровья пациента и собственного (ожоги, порезы, поражение электрическим током, инфицирование);
  • нарушение социальной потребности в эстетических ощущениях при восприятии другого человека (возрастные и физические особенности пациента).
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СПОСОБНОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТА
  • нервно - психическая устойчивость;
  • физическая выносливость;
  • высокая координация движения рук (кистей, пальцев), умение соизмерять и дозировать усилия;
  • аналитическое мышление;
  • хорошая долговременная, логическая и сенсорная память (зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная)
  • способность к концентрации внимания в течение длительного времени;
  • выносливость зрительного анализатора, правильное цветоощущение;
  • высокая чувствительность к оттенкам запаха.
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И КАЧЕСТВАМ СПЕЦИАЛИСТА
  • эмоциональная устойчивость;
  • умение управлять собой, личная организованность;
  • социальный интеллект (умение понимать поведение других людей);
  • способность сопереживать больным;
  • коммуникативные способности;
  • аккуратность;
  • внимательность;
  • ответственность.
МЕДЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Работа зубного врача не рекомендуется людям с заболеваниями:
  • нервно - психическими;
  • сердечно – сосудистыми;
  • опорно-двигательного аппарата (особенно нарушение координации движения кистей рук);
  • хроническими инфекционными;
  • верхних дыхательных путей;
  • аллергическими;
  • зрительного анализатора.
ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Необходимы знания по биологии, химии в рамках школьной программы.
ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ
Профессии зубного врача обучают в учреждениях среднего профессионального образования.
РОДСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ
Зубной техник, стоматолог.
Назад
© Pepper-salt&Pride-nun