Фельдшер

>Главная
>Профессиограммы
>Тесты
>Создатели
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ
Ф е л ь д ш е р, по определению толкового словаря Ожегова С.И., – это помощник врача, лицо со средним медицинским образованием, осуществляющий лечебную и санитарно-профилактическую помощь.
Вся деятельность медицинских работников посвящена людям, борьбе за их здоровье и долголетие.
Эмблема медицины – змея, обвивающая чашу. Эта эмблема восходит к древнему культу животных. Змея издавна считалась олицетворением змеиного яда, с незапамятных времен применявшегося людьми в лечебных целях. В государствах Древнего мира (Индии, Риме, Греции) уже за несколько веков до нашей эры были люди, которые занимались врачеванием (лечением). Они вели кочевой образ жизни, поэтому людей принимали в палатках, которые раскидывали прямо на городских площадях.v В настоящее время в стране создана разветвленная сеть больниц, диспансеров, санаториев и оздоровительных комплексов, в которых трудятся сотни тысяч людей медицинской профессии. Профессия фельдшера – одна из них. Фельдшер является помощником врача и работает под его наблюдением, но в определенных условиях фельдшер имеет право самостоятельно обслуживать больных и оказывать им доврачебную помощь.
Фельдшер работает в лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемиологических медицинских учреждениях, в фельдшерско-акушерских и здравпунктах, бригадах «Скорой помощи», лабораториях.
СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА
В о б я з а н н о с т и фельдшера входят:
  • оказание лечебно- и санитарно-профилактической помощи, первой неотложной медицинской помощи;
  • проведение лабораторных исследований;
  • проведение диагностики типичных случаев наиболее часто встречающихся заболеваний и назначение лечения;
  • оказание медицинской помощи при беременности и родах;
  • осуществление текущего санитарного надзора, организация и проведение противоэпидемических мероприятий;
  • проведение санитарно-просветительной работы и пропаганды здорового образа жизни среди населения.
Таким образом, основная ц е л ь деятельности фельдшера – оказание доврачебной медицинской помощи больным и пострадавшим.
Основные п р е д м е т ы т р у д а – человек (медицинское обслуживание) и природа (человек как биологический объект), сопутствующие – знаковые системы (тексты на русском и латинском языках, документы) и техника (медицинский инструментарий).
В своей работе фельдшер использует вещественные (орудийные) с р е д с т в а т р у д а - ручные (иглы, шприцы, скальпель, ножницы и др.), механические (прибор для определения артериального давления, микроскоп, весы и др.), электрические (ультразвуковые установки, прибор для снятия электрокардиограммы). Но основными являются его невещественные (функциональные) средства - аналитическое мышление, долговременная логическая и сенсорная память, произвольное внимание; хорошая общая координация движений всего тела, зрительно-моторная координация, развитая мелкая моторика рук, грамотная доступная речь, а также органы чувств – зрение, слух, обоняние, осязание.
Работа фельдшера имеет четкий определенный х а р а к т е р и осуществляется в соответствии с действующими:
  • должностными обязанностями;
  • правилами, инструкциями, руководящими материалами;
  • законодательными и директивными документами здравоохранения;
  • основными аспектами деятельности лечебно- и санитарно-профилактических учреждений;
  • правилами техники безопасности при работе с медицинским инструментом и оборудованием;
  • нормами профессиональной этики,
Однако в его работе встречаются ситуации и проблемы, требующие нестандартных решений, иногда в экстренном порядке.
Труд фельдшера имеет такую о р г а н и з а ц и ю, при которой он самостоятельно или под наблюдением врача, от начала и до конца выполняет свою работу и за нее отвечает.
Ф у н к ц и о н а л ь н о фельдшер является как исполнителем распоряжений врача, так и организатором работы других людей (пациента, медсестры).
К о н т а к т ы у фельдшера многочисленные - это пациенты, сотрудники по работе.
О т в е т с т в е н н о с т ь у фельдшера повышенная – з а ж и з н ь и з д о р о в ь е людей и м о р а л ь н а я – за тактичное обращение с поциентами , сохранение врачебной тайны.
Фельдшер работает как в помещении в комфортных у с л о в и я х, так и за пределами кабинета в постоянном передвижении (бригады скорой помощи, вызов на дом).
П с и х о ф и з и о л о г и ч е с к у ю н а п р я ж е н н о с т ь в работу специалиста могут вносить следующие факторы:
  • повышенная ответственность за жизнь и здоровье людей и моральная;
  • постоянное общение с людьми (больными, здоровыми) и связанное с этим эмоциональное напряжение;
  • физические нагрузки (работа в ночные смены, в постоянном передвижении, возможность экстренных вызовов к больным);
  • возможность неожиданной опасности, связанной с риском для здоровья больного и обственного (ожоги, порезы, поражение электрическим током, инфицирование);
  • нарушение социальной потребности в эстетических ощущениях при восприятии другого человека (возрастные и физические особенности пациента, нечистоплотность).
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СПОСОБНОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТА
  • нервно-психическая устойчивость;
  • аналитическое мышление;
  • хорошая долговременная логическая и сенсорная (зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная) память;
  • произвольное внимание;
  • умение соизмерять и дозировать усилия;
  • физическая выносливость;
  • высокая чувствительность к оттенкам запаха;
  • правильное цветоощущение;
  • четкая речь.
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И КАЧЕСТВАМ СПЕЦИАЛИСТА
  • стрессоустойчивость;
  • умение управлять собой, личная организованность;
  • социальный интеллект (умение понимать поведение других людей);
  • коммуникативные способности;
  • ответственность;
  • способность сопереживать больным;
  • доброжелательность;
  • способность правильно ориентироваться в экстремальных условиях;
  • внимательность;
  • аккуратность.
МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Работа фельдшера не рекомендуется людям с заболеваниями:
  • нервно-психическими;
  • сердечно-сосудистыми;
  • опорно-двигательного аппарата;
  • хроническими инфекционными;
  • верхних дыхательных путей;
  • аллергическими;
  • зрительного и слухового анализаторов;
  • речеголосового аппарата.
ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Необходимы знания по русскому языку, биологии, химии в рамках школьной программы.
ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ
Профессии фельдшера обучают в медицинских учреждениях среднего профессионального образования.
РОДСТВЕННЫЕ ПРОФЕСИИ
Врач, медицинская сестра, акушерка, фармацевт, зубной врач, преподаватель в медицинском колледже.
Назад
© Pepper-salt&Pride-nun