Логопед | |||||
|
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ Л о г о п е д (гр. Logos-слово, речь + paideia-воспитание, обучение) – специалист, занимающийся постановкой правильной устной речи, предупреждением и устранением ее дефектов. Исправление дефектов устной речи возможно в любом возрасте. В данной профессиограмме рассмотрим профессию специалиста по детской логопедии. Л о г о п е д и я – раздел д е ф е к т о л о г и и (коррекционной педагогики), изучающий вопросы постановки правильной устной речи, предупреждения и устранения её дефектов у детей, страдающих недостатками речи (косноязычием, заиканием и др.) На разных этапах цивилизации существовали разные критерии человеческой неполноценности, так как в зависимости от уровня развития общества к физическим и интеллектуальным качествам личности предъявлялись различные требования. В Древней Спарте, где много столетий создавался культ здорового тела, люди (и в первую очередь дети), имеющие ярко выраженные отклонения от нормы, просто уничтожались. А в славянских государствах на детей с различными видами нарушений смотрели как на «божьих людей», поэтому окружали их ореолом святости. Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно возрастает. Поэтому очень важно своевременно обнаружить отклонения в развитии и оказать ребенку необходимую помощь. И достигается это совместными усилиями врачей, психологов, педагогов, дефектологов, родителей. Нарушения развития у детей многоплановы и многоаспектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. Квалифицированную помощь детям с нарушением речи оказывает л о г о п е д. Логопед может работать в специальных дошкольных учреждениях (детские сады), школах (коррекционные классы), интернатах, в учреждениях здравоохранения, медико-психологических центрах. СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА Специфика профессиональной деятельности логопеда определяется конкретными условиями рабочего места. В о б я з а н н о с т и логопеда входят:
Основные п р е д м е т ы т р у д а - человек (обучение) и природа (человек как биологический объект). В своей работе логопед использует вещественные (орудийные) с р е д с т в а т р у д а - ручные, электрические (телефон). Но основными являются его невещественные (функциональные) средства – образная память, хороший уровень концентрации и устойчивости внимания; выразительная речь – с ясной дикцией, правильным произношением, уравновешенным звучанием; выразительные средства – мимика, жестовые ансамбли (пальцы рук); а также органы чувств – зрение, слух. Работа логопеда имеет четко определенный х а р а к т е р и осуществляется в соответствии с действующими:
Ф у н к ц и о н а л ь н о логопед является организатором работы других людей (учащиеся, родители, педагоги). К о н т а к т ы у логопеда многочисленные, разноуровневые, с меняющимся кругом лиц – это учащиеся, родители, учителя. О т в е т с т в е н н о с т ь у логопеда повышенная м о р а л ь н а я - за обучение и воспитание. Логопед работает в комфортных у с л о в и я х - в помещении (кабинет, письменный стол, телефон). П с и х о ф и з и о л о г и ч е с к у ю н а п р я ж е н н о с т ь в работу логопеда могут вносить следующие факторы:
Работа логопеда не рекомендуется людям с заболеваниями:
Необходимы знания по русскому языку и литературе, биологии, истории в рамках школьной программы. ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПОФЕССИИ Профессии логопеда обучают в учреждениях высшего профессионального образования. РОДСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ Педагог по коррекционной работе, дефектологи – сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог. | ||||
Назад | |||||
© Pepper-salt&Pride-nun |