Учитель

>Главная
>Профессиограммы
>Тесты
>Создатели
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ
Учитель, по определению толкового словаря Ожегова С.И., – лицо, которое обучает чему – нибудь.
В течение всей своей жизни мы встречаемся с множеством людей, которые так или иначе оказывают на нас влияние. Учителю по праву принадлежит первенство в формировании мировоззрения, человеческой личности. Во все эпохи в подготовке подрастающего поколения к жизни имела и имеет судьбоносное значение – личность учителя.
Первая попытка организовать в России обучение детей возникла в 1551 году, когда на Стоглавом соборе было решено в царствующем граде Москве по всем градам «у тех священников, и у дьяконов и у дьяков учините в доме училища, чтоб все православные христиане передавали им своих детей на учение…». Кроме духовных лиц, были и светские «мастера», которые обучали грамоте.
Профессия учителя относится к педагогической сфере деятельности и входит в гуманитарно-социальное направление. Учитель проводит обучение учащихся по общеобразовательным предметам – физике, математике, химии, русскому языку и литературе, иностранному языку, биологии, географии, истории, физической культуре, изобразительному искусству, музыке, основам безопасности жизнедеятельности и т.д. Поэтому в составе профессии существуют специализации по вышеперечисленным предметам.
Учитель может работать в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, школах-интернатах, специальных школах, детских домах.
СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА
В о б я з а н н о с т и учителя входят:
  • обучение учащихся по предмету;
  • планирование учебного материала по предмету (тематические и урочные планы);
  • использование наиболее эффективных форм, методов и средств обучения;
  • анализ успеваемости, и контроль посещаемости ;
  • проведение дополнительных факультативных занятий, предметных кружков;
  • проведение воспитательной работы (внеклассные мероприятия, индивидуальная психолого-педагогическая работа);
  • консультирование родителей и проведение родительских собраний;
  • оснащение и оформление учебных кабинетов.
Таким образом, основная ц е л ь деятельности учителя – обучение учащихся по общеобразовательным предметам.
Основные п р е д м е т ы т р у д а : о б щ и е для учителей всех специальностей - человек (обучение и воспитание), знаковые системы (тексты (родной и иностранный язык), цифры, формулы, таблицы, чертежи, карты, схемы, музыкальная грамота); с о п у т с т в у ю щ и е: для учителей литературы, изобразительного искусства, музыки – художеситвенный образ (воспроизведение и создание художественных, живописных и музыкальных произведений); для учителей биологии – природа (изучение животного и растительного мира).
В своей работе учитель использует вещественные (орудийные) с р е д с т в а т р у д а - ручные (ручка, карандаш, краски, клей, мел, указка), измерительные устройства (линейка, циркуль, транспортер, и т.д.). Но основными являются его невещественные (функциональные) средства – словесно-логическое мышление, долговременная и оперативная память, хорошие способность к концентрации, распределению и переключению внимания, хорошая концентрация движений тела, эмоциональные выразительные устная речь и поведение; а также органы чувств - зрение, слух.
Работа учителя имеет четко определенный х а р а к т е р и осуществляется в соответствии с действующими:
  • должностными обязанностями;
  • законодательными, нормативно-правовыми актами;
  • приказами, распоряжениями, методическими материалами;
  • учебными программами, формами и методами обучения;
  • нормами профессиональной этики,
Однако в его работе встречаются ситуации и проблемы, требующие нестандартных интеллектуальных вариантов решения педагогических задач.
Труд учителя имеет такую о р г а н и з а ц и ю, при которой он работает и самостоятельно, от начала до конца выполняя свои обязанности и отвечая за них, и совместно с родителями и педагогическим коллективом (другие учителя, психологи, социальные педагоги, научные и административные руководители школы).
Ф у н к ц и о н а л ь н о учитель является организатором работы других людей (учащихся).
К о н т а к т ы у учителя многочисленные и долговременные с одними и теми же людьми - классом, группой.
О т в е т с т в е н н о с т ь у учителя повышенная м о р а л ь н а я – за обучение, воспитание, развитие людей.
Учитель работает в комфортных у с л о в и я х - в оборудованных кабинетах, но некоторые уроки проводятся на открытом воздухе. Основная рабочая поза – стоя.
П с и х о ф и з и о л о г и ч е с к у ю н а п р я ж е н н о с т ь в работу специалиста могут вносить следующие факторы:
  • повышенная моральная ответственность;
  • высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки;
  • постоянное общение с людьми, в том числе асоциального поведения, с физическими и психическими дефектами;
  • физические нагрузки (усталость мышц рук, ног, спины);
  • ненормированный режим работы.
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И ОСОБЕННОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТА
  • нервно-психическая устойчивость;
  • развитое словесно-логическое мышление;
  • хорошая долговременная и оперативная память;
  • способность к концентрации, распределению и переключению внимания;
  • четкая понятная устная речь;
  • выносливость речеголосового аппарата;
  • выносливость слухового и зрительного анализаторов;
  • высокая работоспособность;
  • приятная внешность (желательно).
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И КАЧЕСТВАМ СПЕЦИАЛИСТА
  • стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность;
  • умение управлять собой, личная организованность;
  • социальный интеллект (умение понимать поведение других людей);
  • коммуникативные и организаторские способности;
  • ораторские способности;
  • широкая эрудиция;
  • высокая общая культура;
  • стремление к профессиональному самосовершенствованию;
  • ответственность.
МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Работа учителя не рекомендуется людям с заболеваниями:
  • нервно-психическими;
  • сердечно-сосудистыми;
  • хроническими инфекционными;
  • опорно-двигательного аппарата;
  • речеголосового аппарата;
  • зрительного и слухового анализаторов.
ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Необходимы знания по комплексу предметов соответственно выбираемой специализации в рамках школьной программы.
ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ
Профессии учителя можно обучают в учреждениях высшего (иногда среднего) профессионального образования.
РОДСТВЕННЫЕ ПРОФЕСИИ
Педагог, учитель начальных классов, преподаватель, методист, организатор воспитательной деятельности, классов, социальный педагог, психолог, дефектолог.
Назад
© Pepper-salt&Pride-nun